Жестокие
игры
(
По повести В.К. Железнякова «Чучело»)
Цели:
1) обучать учащихся выделять основные проблемы в прочитанном
произведении;
2) развитие речи ; приобщать
детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности;
3) вырабатывать чувство
ответственности за свои поступки и умение их оценивать; привлечь внимание к
ситуации переоценки совершенных поступков; показать что такое детская
жестокость и к чему она может привести.
Ход урока:
I Оргмомент
-
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
II Индуктор
Чтение учителем первой главы наизусть под музыку Моцарта «Реквием»
Глава первая
Ленка неслась по узким, причудливо горбатым улочкам городка, ничего не замечая на своем пути.
Мимо одноэтажных домов с кружевными занавесками на окнах и высокими крестами телеантенн - вверх!..
Мимо длинных заборов и ворот, с кошками на их карнизах и злыми собаками у калиток - вниз!..
Куртка нараспашку, в глазах отчаяние, с губ слетал почти невнятный шепот:
- Дедушка!.. Милый!.. Уедем! Уедем! Уедем!.. - Она всхлипывала на ходу. - Навсегда!.. От злых людей!.. Пусть они грызут друг друга!.. Волки!.. Шакалы!.. Лисы!.. Дедушка!..
Ленка взбегала вверх по улице на одном дыхании, словно делала разбег, чтобы взлететь в небо. Она и в самом деле хотела бы тотчас взлететь над этим городком - и прочь отсюда, прочь! Куда-то, где ждала ее радость и успокоение.
Потом стремительно скатывалась вниз, словно хотела снести себе голову. Она и в самом деле была готова на какой-нибудь отчаянный поступок, не щадя себя.
Подумать только, что же они с нею сделали! И за что?!
Ленка неслась по узким, причудливо горбатым улочкам городка, ничего не замечая на своем пути.
Мимо одноэтажных домов с кружевными занавесками на окнах и высокими крестами телеантенн - вверх!..
Мимо длинных заборов и ворот, с кошками на их карнизах и злыми собаками у калиток - вниз!..
Куртка нараспашку, в глазах отчаяние, с губ слетал почти невнятный шепот:
- Дедушка!.. Милый!.. Уедем! Уедем! Уедем!.. - Она всхлипывала на ходу. - Навсегда!.. От злых людей!.. Пусть они грызут друг друга!.. Волки!.. Шакалы!.. Лисы!.. Дедушка!..
Ленка взбегала вверх по улице на одном дыхании, словно делала разбег, чтобы взлететь в небо. Она и в самом деле хотела бы тотчас взлететь над этим городком - и прочь отсюда, прочь! Куда-то, где ждала ее радость и успокоение.
Потом стремительно скатывалась вниз, словно хотела снести себе голову. Она и в самом деле была готова на какой-нибудь отчаянный поступок, не щадя себя.
Подумать только, что же они с нею сделали! И за что?!
- Какое впечатление произвел на вас прочитанный мною фрагмент?
- Это1 глава повести Железнякова «Чучело». Уже в ней мы видим, что в
жизни девочки произошло нечто неприятное.
III Самоконструкция
- Я думаю, что каждому человеку в жизни
приходилось хотя бы раз столкнуться с
бесчеловечными поступками. Дети часто убеждены в том, что эти поступки присущи
только взрослым. Это не всегда так. Порой в подрастающем поколении таится такая
сила жестокости, что становится страшно…Именно эта проблема, проблема детской
жестокости, нашла своё отражение в повести В.Железникова «Чучело».
- Жестокость…..как вы понимаете это слово?
Продолжите фразу: жестокость –это….
- Трудно не согласиться с вашими
высказываниями. Вы все верно сказали. Жесто́кость — это черта личности, которая проявляется в
бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам,
причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.
- А тема наша звучит так: «Жестокие игры» -
запишите в тетради.
-
Ребята, а теперь попробуйте определить
цель урока? Чем мы будем заниматься?
- Мы сегодня постараемся ответить на поставленные писателем
вопросы: "Подумать только, что же они с нею сделали! И за что?”
IV Социоконструкция
- Чтобы продолжить дальнейшую работу, предлагаю
объединиться в пары.
А для того, чтобы проанализировать и дать
оценку событиям, которые происходят в произведении, предлагаю начать с их участников.
- Ребята, вспомните
героев произведения. Подберите
подходящий цвет для каждого. Попробуйте при помощи оттенка показать характер, поступки того или иного
героя.
Представление
и обсуждение работы, которая была воспроизведена в парах.
Вывод:
мы выслушали ваше мнение, посмотрели на то, с каким цветом у вас ассоциируются
герои, а теперь предлагаю еще глубже окунуться в мир, в котором живут герои
произведения. И создать «Галерею подростков»
V Социализация.
-
Ребята, кто знает, что такое галерея?
(Художественный музей; длинный ряд, вереница).
-
Кого мы поместим в нашу «галерею»? Что объединяет их (Всех их объединяет
жестокость по отношению к Лене Бессольцевой).
-
Отлично, теперь мы можем приступить к созданию.
- Произвести
данную работу предлагаю в группах. 5 ГРУПП
-
Перед вами на столах лист А2. Ваша задача: наклеить на него фотографию
персонажа, который достался вашей группе. Затем из предложенных высказываний и
цитат выбрать несколько, которые точно и ёмко охарактеризуют вашего героя и его
поступки. На работу 5 мин.
Афиширование
-
Афиширование ваших работ мне бы хотелось начать с группы, которая работала с
главной героиней – Леной Бессольцевой.
Лена была довольно
милой девочкой, довольно доброй и не очень красивой, но дело в том, что она
была не такой, как все, и таким людям не очень легко жить в обществе. И из-за
того, что она приняла вину любимого ею человека на себя, класс во главе с
Железной Кнопкой прибег к травле, и двенадцатилетняя девочка стала изгоем.
-
Но все же поначалу Лена думает, что у нее есть друг, но потом как оказалась она
жестко ошибалась!....
Выступает группа – Дима
Сомов. - А портрет Димы Сомова? Куда мы его повесим:
вместе со всеми или отдельно? Почему? (
Портрет Димы надо повесить отдельно от всех, потому что он вроде бы и с
подростками и в то же время не с ними - он заступается за Лену, над которой все
смеются. Сомов – связующее звено между Леной и классом).
Красивый мальчик, лидер
класса, с ним хотят дружить многие девочки. Смелый, благородный, добрый,
отзывчивый. Встал на защиту новенькой девочки Лены Бессольцевой, когда другие
ее будущие одноклассники отнеслись к ней грубо, сразу дали эту обидную кличку "Чучело",
предложил ей дружбу. Но впоследствии мы убеждаемся, что вся эта доброта и
смелость Димы не выдержала экзамена, проверки на прочность. В итоге мальчик
проявил трусость, а позднее и предательство по отношению к Лене, зная, что это
она взяла его вину на себя, но у него так и не хватило смелости признаться
своим одноклассникам.
-
А теперь, с противоположной стороны разместим остальных.
«Железная кнопка»
Миронова
Железная Кнопка –
удивительная девочка, которая держит в руках весь класс за счёт своей воли и
железной уверенности в своей правоте. Несмотря на это, я бы не хотела дружить с
такой девочкой.
Валька – Живодер
Валька -Живодер влюблен
в деньги. Бескорыстие для него - признак глупости.
Шмакова
Модница Шмакова –
настоящая интриганка. Она пытается управлять своими одноклассниками хитростью,
собирая компромат на них. Её образ вызывает только неприязнь. Попик находится
полностью под её влиянием. Он безволен и поклоняется Шмаковой, как раб.
Да, лучше бы смотреть
на всех персонажей нашей «Галереи» издалека. Жестокость их поступков и
жесткость их характеров поражает.
- Что сформировало эту
жестокость в детях?
Автор
выражает свое открытое призрение не конкретно к детям, психика которых только
формируется, а к их родителям и учителям, которые не препятствовали угнетению
Лены.
Взрослые
люди должны были понимать, что Лена не должна нести ответственность за необычное
поведение своего дедушки, но никак не реагировали,
-
Давайте постараемся разобраться, что же случилось в этом классе? Что послужило
причиной конфликта? Что же так расстроило и огорчило Лену?
Карточка
с вопросами группам
1.
Что послужило развитием конфликта
между Леной Бессольцевой и одноклассниками?
2.
Где завязка конфликта?
3.
Какой эпизод является
кульминацией?
4.
Какой эпизод можно считать
началом развязки?
|
- Что послужило
развитием конфликта между Леной Бессольцевой и одноклассниками?
Зарождение и развитие конфликта определили в детском коллективе и зависть, и стремление к лидерству, озлобленность и душевная неразвитость, равнодушие и примитивизм.
Зарождение и развитие конфликта определили в детском коллективе и зависть, и стремление к лидерству, озлобленность и душевная неразвитость, равнодушие и примитивизм.
- Где завязка этого
конфликта?
Завязкой конфликта является эпизод, когда
Димка рассказывает учительнице о
побеге класса с урока.
-
Какой эпизод является кульминацией?
Эпизод сожжения чучела.
Эпизод сожжения чучела.
Учитель
раздает данный эпизод группам.
-
Прочитайте данный эпизод.
Прокомментируйте. Как вы понимаете его?
До
костра она рассчитывала на Димку, в которого верила, надеялась, что он
признается, остановит это страшное действо, а потом, поняв, что помощи ждать
неоткуда, осмелела и стала спасать чучело - их было двое: она и её двойник.
Лене было тяжело: она разочаровалась в друге, который оказался настоящим
предателем, она же защищала своё достоинство, честь- именно они заговорили в
ней в момент казни. Поэтому после костра встала с земли навстречу Димке другим
человеком. В ней как будто бы что-то умерло - доброта, открытость, доверчивость
к людям, поэтому и пришло желание сыграть роль Чучела, остричься наголо.
В
мире много жестокости, писатель хотел показать, что зарождается она в детстве,
перед нами не просто одноклассники, а жестокие безжалостные люди даже по
отношению к друг другу. Сомову, у которого они гуляли на дне рождения,
объявляют бойкот и готовы гнать его по городу, как только выясняют, что он
сказал о побеге с урока. Кульминационная сцена оправдывает характеристику,
данную Рыжим в развязке «Мы детки из клетки. Нас надо в зверинце показывать».
- Какой эпизод можно считать началом развязки?
- Какой эпизод можно считать началом развязки?
Учитель
раздает эпизод
Дедушка Бессольцев приносит в класс портрет.
Он верит в людей, поэтому оставляет карину, на которой изображена Машка,
великая жертвенница, посвятившую жизнь людям, так много сделавшую для этого
городка.
Мы
помним, что жениха её убили на войне, замуж она не вышла и посвятила себя людям
- основала гимназию, работала в госпитале, спасала людей во время эпидемии
тифа. Здесь мы видим её остриженной - она только что оправилась от болезни. В
этом сходство с Леной Бессольцевой, которая сама остриглась наголо. У писателя
и Лена, и «Машка»- одно лицо, вот почему портрет так подействовал на
одноклассников. Возможно, в какой-то момент произошло осознание их поступков, в
результате которых они с дедушкой вынуждены покинуть городок. И похожи они
прежде всего своим стремлением нести людям свет, сердечностью, добротой.
Учитель: Да, «чудики» уехали, а портрет «Машки» остался, в финале плачет Железная Кнопка, а Рыжий пишет на доске: «Чучело, прости нас!»
Учитель: Да, «чудики» уехали, а портрет «Машки» остался, в финале плачет Железная Кнопка, а Рыжий пишет на доске: «Чучело, прости нас!»
Милосердие,
честность, искренность и добро должно
побеждать зло и жестокость.
VIII Разрыв
Наш современный мир
изобилует такими ситуациями, которая произошла с Леной Бессольцевой. История,
рассказанная в этой повести, послужит многим хорошим уроком жизни. История Лены
Бессольцевой и её одноклассников заставляет задуматься как нужно относиться к
людям, своим сверстникам, одноклассникам. Какими могут быть жестокими и
непонимающими люди. Как порой мы не хотим понять и принять других, не похожих
на нас.
- А сейчас я раздам
каждой группе карточки-информаторы. Ваша задача внимательно изучить их.
Карточки-информаторы
В.
Железняков родился в г. Витебске, в семье кадрового военного 26 октября 1925
года. Учился в юридическом институте, затем в литературном. Начал печататься в
1957 году в журналах “Мурзилка” и “Веселые картинки”. Написал несколько книг
для дошкольного и младшего школьного возраста.
Писатель
поднимает в своих произведениях вопросы непростых взаимоотношений в семье,
отношений ребят и взрослых. Писатель не боится острых ситуаций и жестких
жизненных столкновений. Он показывает жизнь такой, какой сам ее видит.
По
произведениям Железнякова поставлены фильмы “Нежданный гость”, “Серебряные
трубы”, “Алая гвоздика”, “Чучело”.
Надо
отметить, что обратился писатель к вопросу жестокости детей не случайно.
Повесть автобиографична: в жизни племянницы В.Железникова произошло подобное
событие, на которое он тут же откликнулся и написал пьесу «Бойкот» - она и была
позднее положена в основу содержания повести «Чучело». Разница состоит лишь в
том, что в произведении события длятся несколько дней, а в реальной жизни
травля девочки продолжалась полгода.
Сам
автор потом писал: «В «Чучеле» меня интересовало, может ли один человек, такой
вот маленький, ранимый, незащищённый, как Лена, выстоять в экстремальной
ситуации против всех. Потом в процессе работы появилось желание создать панораму
жизни подростков, понять, из каких зёрен взошла эта поросль» .
- Что вы узнали нового?
Произведение
Железнякова является автобиографичным, так как за основу сюжета он взял
историю, которая произошла в реальной жизни с его племянницей.
IX Рефлексия
- А приходилось ли вам заново
оценивать собственные поступки?
- Появилось ли такое желание сейчас?
Возьмите листки бумаги и напишите
- “П Р О С Т И М Е Н Я,…”
- Вы можете просто дописать эту
фразу, можете подробно описать, за что вы хотите извиниться. И если этот
человек находится в классе, вы можете отдать ему сразу же.
(Работают на фоне
музыки. В основном просили прощения у мам, пап, бабушек и дедушек, а также и у
одноклассников)
В
Ы В О Д: Какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя
допускать унижения достоинства другой личности, а так же не быть жестокими по
отношению к людям, которые тебя окружают, даже если они не похожи на тебя.
Молчанье – золото, но
не всегда, как видно,
Порою, промолчать – предать кого-то!
Становится мучительно обидно,
Как будто потерял ты в жизни что-то!
А потерял доверие, быть может,
Его вернуть – тяжёлая задача!
Ты промолчал и совесть тебя гложет,
Душа страдает, кается и плачет!
Порою, промолчать – предать кого-то!
Становится мучительно обидно,
Как будто потерял ты в жизни что-то!
А потерял доверие, быть может,
Его вернуть – тяжёлая задача!
Ты промолчал и совесть тебя гложет,
Душа страдает, кается и плачет!
Комментариев нет:
Отправить комментарий