пятница, 13 декабря 2013 г.

Жестокие игры
( По повести В.К. Железнякова «Чучело»)
Цели:                                                                        
1) обучать учащихся  выделять основные проблемы в прочитанном произведении;
2) развитие речи ; приобщать детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности;
3) вырабатывать чувство ответственности за свои поступки и умение их оценивать; привлечь внимание к ситуации переоценки совершенных поступков; показать что такое детская жестокость и к чему она может привести.
Ход урока:
I Оргмомент
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
II Индуктор
Чтение учителем первой главы наизусть под музыку Моцарта «Реквием»
Глава первая
     Ленка неслась по узким, причудливо горбатым улочкам городка, ничего не замечая на своем пути.
     Мимо одноэтажных домов с кружевными занавесками на окнах и высокими крестами телеантенн - вверх!..
     Мимо длинных заборов и ворот, с кошками на их карнизах и злыми собаками у калиток - вниз!..
     Куртка нараспашку, в глазах отчаяние, с губ слетал почти невнятный шепот:
     - Дедушка!.. Милый!.. Уедем! Уедем! Уедем!.. - Она всхлипывала на ходу. - Навсегда!.. От злых людей!.. Пусть они грызут друг друга!.. Волки!.. Шакалы!.. Лисы!.. Дедушка!..
     Ленка взбегала вверх по улице на одном дыхании, словно делала разбег, чтобы взлететь в небо. Она и в самом деле хотела бы тотчас взлететь над этим городком - и прочь отсюда, прочь! Куда-то, где ждала ее радость и успокоение.
     Потом стремительно скатывалась вниз, словно хотела снести себе голову. Она и в самом деле была готова на какой-нибудь отчаянный поступок, не щадя себя.
     Подумать только, что же они с нею сделали! И за что?!

- Какое впечатление произвел на вас прочитанный мною фрагмент?
- Это1 глава повести Железнякова «Чучело». Уже в ней мы видим, что в жизни девочки произошло нечто неприятное.
III Самоконструкция
- Я думаю, что каждому человеку в жизни приходилось  хотя бы раз столкнуться с бесчеловечными поступками. Дети часто убеждены в том, что эти поступки присущи только взрослым. Это не всегда так. Порой в подрастающем поколении таится такая сила жестокости, что становится страшно…Именно эта проблема, проблема детской жестокости, нашла своё отражение в повести В.Железникова «Чучело».
- Жестокость…..как вы понимаете это слово? Продолжите фразу: жестокость –это….
- Трудно не согласиться с вашими высказываниями. Вы все верно сказали. Жесто́кость — это  черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.
- А тема наша звучит так: «Жестокие игры» - запишите в тетради.
 - Ребята, а теперь  попробуйте определить цель урока? Чем мы будем заниматься?
- Мы сегодня  постараемся ответить на поставленные писателем вопросы: "Подумать только, что же они с нею сделали! И за что?”
IV Социоконструкция
-  Чтобы продолжить дальнейшую работу, предлагаю объединиться в пары.
А  для того, чтобы проанализировать и дать оценку событиям, которые происходят в произведении, предлагаю начать с их участников.
- Ребята, вспомните героев произведения.  Подберите подходящий цвет для каждого. Попробуйте при помощи оттенка  показать характер, поступки того или иного героя.
Представление и обсуждение работы, которая была воспроизведена в парах.
Вывод: мы выслушали ваше мнение, посмотрели на то, с каким цветом у вас ассоциируются герои, а теперь предлагаю еще глубже окунуться в мир, в котором живут герои произведения. И создать «Галерею подростков»
V Социализация.
- Ребята, кто знает, что такое галерея? (Художественный музей; длинный ряд, вереница).
- Кого мы поместим в нашу «галерею»? Что объединяет их (Всех их объединяет жестокость по отношению к Лене Бессольцевой).
- Отлично, теперь мы можем приступить к созданию.
- Произвести данную работу предлагаю в группах. 5 ГРУПП
- Перед вами на столах лист А2. Ваша задача: наклеить на него фотографию персонажа, который достался вашей группе. Затем из предложенных высказываний и цитат выбрать несколько, которые точно и ёмко охарактеризуют вашего героя и его поступки. На работу 5 мин.
Афиширование
- Афиширование ваших работ мне бы хотелось начать с группы, которая работала с главной героиней – Леной Бессольцевой. Лена была довольно милой девочкой, довольно доброй и не очень красивой, но дело в том, что она была не такой, как все, и таким людям не очень легко жить в обществе. И из-за того, что она приняла вину любимого ею человека на себя, класс во главе с Железной Кнопкой прибег к травле, и двенадцатилетняя девочка стала изгоем.
- Но все же поначалу Лена думает, что у нее есть друг, но потом как оказалась она жестко ошибалась!....
Выступает группа – Дима Сомов. - А портрет Димы Сомова? Куда мы его повесим: вместе со всеми или отдельно? Почему? ( Портрет Димы надо повесить отдельно от всех, потому что он вроде бы и с подростками и в то же время не с ними - он заступается за Лену, над которой все смеются. Сомов – связующее звено между Леной и классом).
Красивый мальчик, лидер класса, с ним хотят дружить многие девочки. Смелый, благородный, добрый, отзывчивый. Встал на защиту новенькой девочки Лены Бессольцевой, когда другие ее будущие одноклассники отнеслись к ней грубо, сразу дали эту обидную кличку "Чучело", предложил ей дружбу. Но впоследствии мы убеждаемся, что вся эта доброта и смелость Димы не выдержала экзамена, проверки на прочность. В итоге мальчик проявил трусость, а позднее и предательство по отношению к Лене, зная, что это она взяла его вину на себя, но у него так и не хватило смелости признаться своим одноклассникам.
- А теперь, с противоположной стороны разместим остальных.
«Железная кнопка» Миронова
Железная Кнопка – удивительная девочка, которая держит в руках весь класс за счёт своей воли и железной уверенности в своей правоте. Несмотря на это, я бы не хотела дружить с такой девочкой.
Валька – Живодер
Валька -Живодер влюблен в деньги. Бескорыстие для него - признак глупости.
Шмакова
Модница Шмакова – настоящая интриганка. Она пытается управлять своими одноклассниками хитростью, собирая компромат на них. Её образ вызывает только неприязнь. Попик находится полностью под её влиянием. Он безволен и поклоняется Шмаковой, как раб.
Да, лучше бы смотреть на всех персонажей нашей «Галереи» издалека. Жестокость их поступков и жесткость их характеров поражает.
- Что сформировало эту жестокость в детях?
Автор выражает свое открытое призрение не конкретно к детям, психика которых только формируется, а к их родителям и учителям, которые не препятствовали угнетению Лены.
Взрослые люди должны были понимать, что Лена не должна нести ответственность за необычное поведение своего дедушки, но никак не реагировали,

- Давайте постараемся разобраться, что же случилось в этом классе? Что послужило причиной конфликта? Что же так расстроило и огорчило Лену?
Карточка с вопросами группам
1.     Что послужило развитием конфликта между Леной Бессольцевой и одноклассниками?
2.     Где завязка конфликта?
3.     Какой эпизод является кульминацией?
4.     Какой эпизод можно считать началом развязки?

- Что послужило развитием конфликта между Леной Бессольцевой и одноклассниками?
Зарождение и развитие конфликта определили в детском коллективе и зависть, и стремление к лидерству, озлобленность и душевная неразвитость, равнодушие и примитивизм.
- Где завязка этого конфликта?
 Завязкой конфликта является эпизод, когда Димка   рассказывает учительнице о побеге класса с урока.
- Какой эпизод является кульминацией?
Эпизод сожжения чучела.
Учитель раздает данный эпизод группам.
- Прочитайте  данный эпизод. Прокомментируйте. Как вы понимаете его?
До костра она рассчитывала на Димку, в которого верила, надеялась, что он признается, остановит это страшное действо, а потом, поняв, что помощи ждать неоткуда, осмелела и стала спасать чучело - их было двое: она и её двойник. Лене было тяжело: она разочаровалась в друге, который оказался настоящим предателем, она же защищала своё достоинство, честь- именно они заговорили в ней в момент казни. Поэтому после костра встала с земли навстречу Димке другим человеком. В ней как будто бы что-то умерло - доброта, открытость, доверчивость к людям, поэтому и пришло желание сыграть роль Чучела, остричься наголо.
В мире много жестокости, писатель хотел показать, что зарождается она в детстве, перед нами не просто одноклассники, а жестокие безжалостные люди даже по отношению к друг другу. Сомову, у которого они гуляли на дне рождения, объявляют бойкот и готовы гнать его по городу, как только выясняют, что он сказал о побеге с урока. Кульминационная сцена оправдывает характеристику, данную Рыжим в развязке «Мы детки из клетки. Нас надо в зверинце показывать».
- Какой эпизод можно считать началом развязки?
Учитель раздает эпизод
 Дедушка Бессольцев приносит в класс портрет. Он верит в людей, поэтому оставляет карину, на которой изображена Машка, великая жертвенница, посвятившую жизнь людям, так много сделавшую для этого городка.
 Мы помним, что жениха её убили на войне, замуж она не вышла и посвятила себя людям - основала гимназию, работала в госпитале, спасала людей во время эпидемии тифа. Здесь мы видим её остриженной­ - она только что оправилась от болезни. В этом сходство с Леной Бессольцевой, которая сама остриглась наголо. У писателя и Лена, и «Машка»- одно лицо, вот почему портрет так подействовал на одноклассников. Возможно, в какой-то момент произошло осознание их поступков, в результате которых они с дедушкой вынуждены покинуть городок. И похожи они прежде всего своим стремлением нести людям свет, сердечностью, добротой.
Учитель: Да, «чудики» уехали, а портрет «Машки» остался, в финале плачет Железная Кнопка, а Рыжий пишет на доске: «Чучело, прости нас!»
Милосердие, честность, искренность и  добро должно побеждать зло и жестокость.
VIII Разрыв
Наш современный мир изобилует такими ситуациями, которая произошла с Леной Бессольцевой. История, рассказанная в этой повести, послужит многим хорошим уроком жизни. История Лены Бессольцевой и её одноклассников заставляет задуматься как нужно относиться к людям, своим сверстникам, одноклассникам. Какими могут быть жестокими и непонимающими люди. Как порой мы не хотим понять и принять других, не похожих на нас.
- А сейчас я раздам каждой группе карточки-информаторы. Ваша задача внимательно изучить их.
Карточки-информаторы
 В. Железняков родился в г. Витебске, в семье кадрового военного 26 октября 1925 года. Учился в юридическом институте, затем в литературном. Начал печататься в 1957 году в журналах “Мурзилка” и “Веселые картинки”. Написал несколько книг для дошкольного и младшего школьного возраста.
Писатель поднимает в своих произведениях вопросы непростых взаимоотношений в семье, отношений ребят и взрослых. Писатель не боится острых ситуаций и жестких жизненных столкновений. Он показывает жизнь такой, какой сам ее видит.
По произведениям Железнякова поставлены фильмы “Нежданный гость”, “Серебряные трубы”, “Алая гвоздика”, “Чучело”.
Надо отметить, что обратился писатель к вопросу жестокости детей не случайно. Повесть автобиографична: в жизни племянницы В.Железникова произошло подобное событие, на которое он тут же откликнулся и написал пьесу «Бойкот» - она и была позднее положена в основу содержания повести «Чучело». Разница состоит лишь в том, что в произведении события длятся несколько дней, а в реальной жизни травля девочки продолжалась полгода.
Сам автор потом писал: «В «Чучеле» меня интересовало, может ли один человек, такой вот маленький, ранимый, незащищённый, как Лена, выстоять в экстремальной ситуации против всех. Потом в процессе работы появилось желание создать панораму жизни подростков, понять, из каких зёрен взошла эта поросль» .

- Что вы узнали нового?
Произведение Железнякова является автобиографичным, так как за основу сюжета он взял историю, которая произошла в реальной жизни  с его племянницей.
IX Рефлексия
  • А приходилось ли вам заново оценивать собственные поступки?
  • Появилось ли такое желание сейчас? Возьмите листки бумаги и напишите 
  • “П Р О С Т И  М Е Н Я,…”
  • Вы можете просто дописать эту фразу, можете подробно описать, за что вы хотите извиниться. И если этот человек находится в классе, вы можете отдать ему сразу же.
(Работают на фоне музыки. В основном просили прощения у мам, пап, бабушек и дедушек, а также и у одноклассников)
В Ы В О Д: Какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности, а так же не быть жестокими по отношению к людям, которые тебя окружают, даже если они не похожи на тебя.
Молчанье – золото, но не всегда, как видно,
Порою, промолчать – предать кого-то!
Становится мучительно обидно,
Как будто потерял ты в жизни что-то!
А потерял доверие, быть может,
Его вернуть – тяжёлая задача!
Ты промолчал и совесть тебя гложет,
Душа страдает, кается и плачет!


Комментариев нет:

Отправить комментарий