четверг, 5 декабря 2013 г.

Рассмотрим технологию позиционного обучения на примере учебного занятия по русскому языку в 6 классе по теме «Определительные местоимения».
Цели занятия:
  • образовательная: познакомить с новым разрядом местоимений, с его грамматическими, морфологическими особенностями; синтаксическая роль определительных местоимений; показать какое место занимает местоимение в русском языке;
  • коммуникативно-развивающая: выработка основных навыков общения внутри и за пределами данной группы;
  • воспитательная: развитие любознательности учащихся, развитие воли и настойчивости для достижения конечного результата, развитие интереса к предмету и в целом к русскому языку.
ТСО:   учебник русского языка для 6 класса (ЛадыженскаяТ.А., Баранов М.Т.) общеобразовательных учреждений
           С.И. Ожегов «Толковый словарь»
Структура занятия:
- мотивационная беседа или организационный момент: деление учащихся  на группы (от 1 до 5 человек), распределение позиционных ролей между группами, предложенных преподавателем или по выбору самих учащихся  и постановка цели занятия (3-4 мин);
Учитель выделяет 5 групп по 4 человека: «теория», «схема», «практика», «поэзия» и последняя группа «вопрос».
Работа производилась по теоретическим сведеньям  параграфа 78.
 - позиционное чтение: группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли и вырабатывает предложенную «позицию», содержание и способы ее презентации, группам «схема»  предоставляется возможность оформить свою позицию на доске или листе ватмана (15-20 мин);
- презентация группой своей позиции перед остальными участниками и «защита» этой позиции (20 мин).
- подведение итогов (3мин).
Задачи групп:
·        «теория» - выделить и обосновать основные теоретические сведенья параграфа, рассказать классу.
·         «схема» - представить текст в виде схемы, отразить смысловые связи;
·        «практика» - подобрать типовые упражнения для демонстрации основных понятий параграфа;
·         «поэзия» - придумать в стихотворной форме правила, определения, свойства понятий содержащихся в параграфе;
·         «вопрос» - подобрать или придумать вопросы и примеры для зачёта по материалу параграфа;
Предложенная модель занятия основана на принципе двуплановости обучения: план учащегося представляет собой увлекательную творческую разработку  и эмоциональную защиту определенной позиции, план преподавателя — организацию эффективного усвоения учебного материала. Большое значение приобретает роль преподавателя на этапе «защиты позиции»  в организации и управлении групповой дискуссией.
Кроме того, надо отметить, насколько позитивным  и эмоционально ярким становится занятие с использованием позиционной технологии.
Следует отметить значительный обучающий и воспитательный потенциал метода. Он позволяет не только глубоко изучить учебную  информацию, но и сформировать системные представления  о ней, развивает умения аргументации, ведения дискуссии, коммуникативную компетентность.
     К достоинствам позиционного подхода следует отнести высокую мотивацию общения, возможность выразить личное отношение к учебной информации, развитие креативности, высокую эмоциональность, углубление познавательных мотивов учения, повышение самооценки.
     Таким образом, можно рассматривать технологию позиционного обучения, в том числе и на уроках русского языка, как фактор повышения качества знаний.
Выступление учащихся:
1.     «Теория» - определительные местоимения указывают на обобщенное  качество предмета. Они изменяются по родам, падежам и числам. В предложении является определением( весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой)
2.     «Схема»



3.     «Практика»
Практическая работа по вариантам:
  1 вариант
     Выписать из учебника литературы 5 предложений с опред. местоимениями, указать их морфологические и синтаксические признаки.
  2 вариант
     Написать небольшое грамматическое сочинение об определительных местоимениях.
4.     «Творчество»
Я сочиняю  стихотворенье
Про часть речи – местоименье!
Будь уверен, знаю я
Сей разряд, и без труда,
Пример тебе я приведу:
«Весь и всякий,
Сам, любой,
Каждый, самый и другой!»
Местоимение определительное
Очень удивительное,
Указывает на обобщенное качество предмета
В предложении где-то.
Изменяется как прилагательное,
В общем очень увлекательно!
5.     «Вопрос»
1. Какое из местоимений не является определительным?
    А. любой; К. другой; З. никто; Д. иной.
    2. Найди ошибку в написании местоимения:
    Р. любого; У. иному; И. всякова; М. о каждом.
    3. Определительные местоимения изменяются?
    4. В предложении определительное местоимение может быть.


Комментариев нет:

Отправить комментарий