Рассмотрим технологию позиционного обучения на примере учебного занятия
по русскому языку в 6 классе по теме «Определительные местоимения».
Цели занятия:
- образовательная: познакомить с новым разрядом
местоимений, с его грамматическими, морфологическими особенностями;
синтаксическая роль определительных местоимений; показать какое место
занимает местоимение в русском языке;
- коммуникативно-развивающая: выработка основных навыков
общения внутри и за пределами данной группы;
- воспитательная: развитие любознательности
учащихся, развитие воли и настойчивости для достижения конечного
результата, развитие интереса к предмету и в целом к русскому языку.
ТСО: учебник
русского языка для 6 класса (ЛадыженскаяТ.А., Баранов М.Т.) общеобразовательных
учреждений
С.И. Ожегов «Толковый словарь»
Структура
занятия:
- мотивационная беседа или организационный момент: деление
учащихся на группы (от 1 до 5 человек), распределение позиционных ролей
между группами, предложенных преподавателем или по выбору самих учащихся и постановка цели занятия (3-4 мин);
Учитель выделяет 5 групп по 4 человека: «теория»,
«схема», «практика», «поэзия» и последняя группа «вопрос».
Работа производилась по теоретическим сведеньям параграфа 78.
- позиционное чтение: группа изучает текст с
точки зрения своей позиционной роли и вырабатывает предложенную «позицию»,
содержание и способы ее презентации, группам «схема» предоставляется возможность оформить свою позицию на
доске или листе ватмана (15-20 мин);
-
презентация группой своей позиции перед остальными участниками и «защита»
этой позиции (20 мин).
-
подведение итогов (3мин).
Задачи
групп:
·
«теория»
- выделить и обосновать основные теоретические сведенья параграфа, рассказать
классу.
·
«схема» - представить текст в виде схемы,
отразить смысловые связи;
·
«практика»
- подобрать типовые упражнения для демонстрации основных понятий параграфа;
·
«поэзия» - придумать в стихотворной форме
правила, определения, свойства понятий содержащихся в параграфе;
·
«вопрос» - подобрать или придумать вопросы и
примеры для зачёта по материалу параграфа;
Предложенная
модель занятия основана на принципе двуплановости обучения: план учащегося представляет
собой увлекательную творческую разработку и эмоциональную защиту определенной
позиции, план преподавателя — организацию эффективного усвоения учебного материала.
Большое значение приобретает роль преподавателя на этапе «защиты позиции» в организации и управлении
групповой дискуссией.
Кроме
того, надо отметить, насколько позитивным и эмоционально ярким становится
занятие с использованием позиционной технологии.
Следует
отметить значительный обучающий и воспитательный потенциал метода. Он
позволяет не только глубоко изучить учебную информацию, но и
сформировать системные представления о ней, развивает умения
аргументации, ведения дискуссии, коммуникативную компетентность.
К достоинствам позиционного подхода следует отнести высокую мотивацию
общения, возможность выразить личное отношение к учебной информации,
развитие креативности, высокую эмоциональность, углубление познавательных
мотивов учения, повышение самооценки.
Таким образом, можно рассматривать технологию позиционного обучения, в
том числе и на уроках русского языка, как фактор повышения качества знаний.
Выступление учащихся:
1.
«Теория» - определительные местоимения
указывают на обобщенное качество
предмета. Они изменяются по родам, падежам и числам. В предложении является
определением( весь, всякий, каждый, сам,
самый, любой, иной, другой)
2.
«Схема»
3.
«Практика»
Практическая работа по вариантам:
1 вариант
Выписать из учебника литературы 5 предложений с опред. местоимениями,
указать их морфологические и синтаксические признаки.
2 вариант
Написать небольшое грамматическое сочинение об определительных
местоимениях.
4.
«Творчество»
Я сочиняю стихотворенье
Про часть речи – местоименье!
Будь уверен, знаю я
Сей разряд, и без труда,
Пример тебе я приведу:
«Весь и всякий,
Сам, любой,
Каждый, самый и другой!»
Местоимение определительное
Очень удивительное,
Указывает на обобщенное качество
предмета
В предложении где-то.
Изменяется как прилагательное,
В общем очень увлекательно!
5. «Вопрос»
1. Какое из местоимений не является определительным?
А. любой; К.
другой; З. никто; Д. иной.
2. Найди
ошибку в написании местоимения:
Р. любого;
У. иному; И. всякова; М. о каждом.
3.
Определительные местоимения изменяются?
4. В
предложении определительное местоимение может быть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий