четверг, 5 декабря 2013 г.

Урок на тему « Великая Отечественная война в произведениях поэтов - фронтовиков» (по технологии педагогических мастерских)
     Цель:
Образовательная:
- познакомить учащихся со стихотворением  поэта – фронтовика;
- прививать навыки анализа стихотворений;
- познакомить учащихся с основными страницами жизни и творчества К.Симонова, военного корреспондента, чья жизнь отражала борьбу советского народа в годы Великой Отечественной войны;
Развивающая:
- развитие речи;
- развитие критического мышления;
- развивать навыки работы в группах;
Воспитательная:
-  воспитывать учащихся в духе патриотизма, уважения к старшему поколению.
Ход урока:
I Оргмомент
- Здравствуйте, ребята.  Садитесь. Обратите внимание, у вас на столах лежат листы самооценки, ваша задача оценивать свою работу на разных этапах нашего урока, а в конце урока вывести общую.
II Индукция
Просмотр презентации.
Война – как страшно это слово!
Война пророчит только смерть!
Война – нет ничего другого,
Что так пугает всех!
Война не пощадит солдата,
Который встретится в пути.
Вот так опасно просто слово
И сама суть войны!
- Просмотренные вами слайды на фоне музыки свидетельствуют о чем? О войне. Так какова тема нашего урока?  Верно, тема нашего урока «Великая отечественная война в произведениях поэта-фронтовика». (тема уже записана на доске, но завешана листами) Откройте тетради и запишите тему урока.
 Итак, война, что же это такое?
- Запишите слово ВОЙНА. Можно буквами, можно рисунком. Можно большими буквами, можно маленькими. Используя цветные карандаши, фломастеры, краски, изобразите это слово.
- У каждого из нас возникают разные ассоциации, смотря на это слово. А какие ассоциации возникли у вас? Какого цвета будет ваше слово? Почему?
Учащиеся работают в тетрадях.
«Афиширование» работ.
II Cамоконструкция
-А теперь к слову ВОЙНА подберём смысловые ассоциации. Вспомните, что вы знаете о ней, всмотритесь внимательно в это слово ещё раз. Закройте глаза, представьте это явление. Запишите слова, которые связаны с  вашими ощущениями.
-Можно записать эти слова вокруг того слова, которое вы уже изобразили.
-Произнесите слова, которые вам захотелось написать. Остальные слушают, дополняют свои записи.
-Я представляю холод, голод, страдание, смерть, кровь, беда, горе…
Учащиеся обмениваются словами вслух, понравившиеся записывают себе в тетрадь.
- Война в словаре Ожегова означает – вооруженную борьбу между государствами или народами, между классами внутри государства. И как мы с вами уже сказали, что это что-то страшное, какая-то разрушительная сила, которая на своем пути не щадит ничего и никого. Тема войны звучит как в искусстве, так и в литературе.  Многие поэты-фронтовики отразили свои переживания, впечатления в своих произведениях. Потому что они сами были на фронте и видели смерть, землю, которая смешалась с кровью.
III Социоконструкция
- И сейчас, я предлагаю вам прослушать стихотворение о войне «Ты помнишь Алеша дороги Смоленщины…» в исполнении самого автора – Константина Симонова, поэта-фронтовика.
- Ваша задача объединиться в пары и  дополнить свои ассоциации словами из стихотворения.
Прочитайте вслух слова, которые вам больше всего понравились и запомнились из стихотворения.
- Учащиеся работают в тетрадях.
IV Социализация
-  Для того чтобы продолжить дальнейшую работу, нам нужно разделиться на группы. Групп всего будет четыре.
- Предлагаю вам прочитать стихотворение, но прежде обратите внимание на доску. На ней написаны слова. Что это за слова? Верно, устаревшие. Для того, чтобы вам было понятно содержание стихотворения и не возникли вопросы, значения этих слов написаны на доске.
Тракт – большая проезжая дорога.
Погост  -  сейчас называют сельское кладбище, в старину погост – это церковь с прилегающим участком и кладбищем, в стороне от села.
Околица – изгородь вокруг всего селения.
Просёлок – грунтовая дорога, между небольшими населёнными пунктами.
Салоп – широкое женское пальто особого фасона.
Плисовый – сделанный из  хлопчатобумажной ткани, напоминающий бархат.
Пажить – пастбище, место, где пасут скот.
Кринка - расширяющийся книзу удлиненный глиняный горшок для молока.
Беседа по тексту после прочтения:
- Какой период войны описан в данном стихотворении? (начало войны – самый сложный и тяжелый период войны.)
- Какую проблему открывает нам автор? (как тяжело оказаться на дорогах войны, как тяжело смотреть на людей, которые страдают от потери близких и это еще тяжелее, чем воевать, осознавать, что по родной русской земле шагает беспощадный враг.)
-   К чему призывает нас автор? (стойко переносить трудности войны, верить в победу, защищать Родину, близких, родных от врага.)
- Какие чувства вызывает стихотворение у вас? (тревогу, сострадание,  восхищение, страх, горе, боль, сочувствие, тяжесть испытаний)
- Сейчас ваша задача в группах выяснить, какие образы возникают? При помощи каких изобразительно - выразительных средств автор добивается этого? Каждая группа будет работать со своими строфами, а все свои ответы, высказывания вы оформите в таблицу. Затем один выступающий от группы прокомментирует вашу работу.
1 группа – 1,2,3 строфа
2 группа – 4,5,6 строфы
3 группа – 7,8,9 строфы
4 группы – 10,11,12 строфы
V Афиширование
- Итак, ребята, время закончилось. Прокомментируйте работу.
Вывод:
Молодцы, ребята.  Но кроме тех изобразительно - выразительных средств, о которых сказали вы, автор так же использует антитезу (противопоставление) -  "горькое сегодня и великое в исторической памяти"
А зачем автор использует эти средства выразительности? Давайте сформулируем позицию автора. Поэт хотел показать душевное состояние людей во время отступления, чувство ответственности за происходящее, бесчеловечность войны.
VI Разрыв
История человечества изобилует войнами. Но войны, подобной 2-й мировой, мир не знал никогда. Она втянула в свою огненную орбиту десятки стран, сотни миллионов людей. Более 56 миллионов человеческих жизней унесла эта война, сотни тысяч городов и сел сравняла с землей. Еще не ушла в историю эта война. Еще живы очевидцы, участники военных событий, хотя с каждым годом их становится меньше.
- Сейчас я раздам каждой группе карточки-информаторы. Ваша задача внимательно изучить представленную информацию в них.
- Итак, ребята, что вы узнали нового?
- Верно, стихотворение Симонова в какой-то мере является автобиографичным, так как он был  не просто очевидцем, но и участником Великой Отечественной войны, а именно военным корреспондентом газеты «Красная звезда».  Кроме того, прототипом героя, к которому обращается автор на протяжении всего стихотворения, это его друг, поэт Алексей Сурков.
- Ребята, тему нашего урока вы определили, а теперь попробуйте определить какова цель нашего урока? (познакомиться  с биографией поэта,  произведением Симонова «Ты помнишь Алеша дороги Смоленщины…», а так же выполнить его анализ.)
VII Рефлексия
- А теперь после всей проделанной работы я предлагаю вам на основе ваших ассоциаций, записей в тетради и самое главное ваших чувств, написать стихотворение о войне. Можете отразить свои чувства в сочинении миниатюре или просто в предложениях.
 VIII Итог (под мелодию)
Война антигуманна по своей природе, она ломает и коверкает судьбы, не щадит светлые человеческие чувства, уничтожает саму жизнь.
Война, заставляет людей убивать друг друга.
Война – исторический и нравственный урок человечеству.
Человеческое счастье непрочно в огне войны.
Война оказывает разрушительное действие на душу человека.
Главная мысль нашего стихотворения – проклятие войне и тем, кто ее затевает.
IX Самооценка
- Хотелось бы вернуться к листам самооценки, которые я вам раздала в начале урока. Как вы себя оценили? (спросить 2-4 человека выборочно) Все остальные, сдайте свои листы самооценки на проверку.
X Домашнее задание
Стр. 79-80, познакомиться с биографией и произведением Давида Самойлова «Сороковые», подготовить ответы на вопросы 1-6, на стр. 81-82

Выступление групп:
1 группа:
1 строфа – обращение (ты помнишь, Алеша). Эпитеты – бесконечные, злые  дожди; усталые женщины. Сравнение – кринки прижав, как детей.
2 строфа – эпитет великая Русь.
3 строфа – гипербола (слезами измеренный чаще, чем верстами)
Вывод: Обращение "Ты помнишь, Алеша" использовано для того чтобы показать горечь, тяжесть переживаемого , которую просто невозможно вынести одному. Сердце  разрывается от боли: по дорогам Смоленщины идет отступающая армия. Образы, которые возникают в данных строфах: образ Алеши, дорог, плачущих женщин, образ деревни.
2 группа:т
4 строфа –  эпитеты (русская околица, не верующие внуки).
5 строфа – крестами их русских могил – эпитет.
6 строфа – вдовьи слезы – эпитет.
Вывод: В настоящем времени в стране царят слезы и смерть. В каждой строфе звучит  суровая, горькая  правда. Поэт призывает вспомнить свою историю, свои корни. Это показывают  эпитеты русская могила, русская околица. Образы, которые возникают в данных строфах – это образы наших предков.
3 группа:
7 строфа – обращение – ты помнишь, Алеша; сравнение – весь в белом как на смерть;
8 строфа – эпитет – бабье чутьё.
9 строфа – анафора – мы вас подождем; обращение – ты помнишь, Алеша.
Вывод: В этих строфах слышны слезы, мы видим смерть, как заклинание звучит анафора: "Мы вас подождем!"  Обращение служит для  того, чтобы показать тяжесть переживаемого. Образы, которые возникают в данных строфах изба, седая старуха, старик, которые говорят о том, что будут ждать.
4 группа:
10 строфа – эпитеты – русские обычаи, русская земля.
11 строфа – эпитет – горькая земля.
12 строфа – русская мать, русская женщина – эпитеты.
Вывод: Поэт призывает вспомнить свою историю, свои  корни. Это помогают понять эпитеты русская мать, русская женщина.

Любой, прочитавший стихотворение, будет защищать  землю дедов и прадедов, переживет горечь поражений  и отступлений и не даст врагу хозяйничать на русской земле. Образы, которые в данных строфах возникают: образ войны и смерти, а так же русской земли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий