Классный час по теме: «Мировые
религии» с использованием технологии критического мышления.
Цели:
Обучающая:
- изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия
- научить учащихся анализировать и обобщать полученную информацию
Воспитательная:
- подвести учащихся к пониманию важности религии в современном обществе, как одной из форм культуры и источника нравственного развития человека и общества в целом.
- сформировать толерантное отношение к представителям различных религиозных конфессий.
Развивающая:
- способствовать формированию умения и навыков работы учеников с разными источниками и литературой;
- развивать
умение работать в группе.
Ход
классного часа:
I
Стадия вызов
Есть
Бог, есть мир, они живут во век,
А
жизнь людей мгновенна и убога,
НО
ВСЁ В СЕБЕ ВМЕЩАЕТ ЧЕЛОВЕК,
Который
любит мир и верит в Бога.
Н.
Гумилёв
-
Прочитайте эпиграф к нашему занятию. Как вы понимаете данное высказывание? Как
вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?
-
Верно. Речь сегодня пойдет о мировых религиях.
-
Ребята, я вам предлагаю составить кластер.
мироощущение
вера в Бога
культура
народа
традиции
набожность
- Итак, ребята, мы с вами определили тему нашего
урока, сказали, что такое религия, а как вы думаете какова цель нашего
мероприятия?
- Верно, вы
сказали, что изучить мировые религии, ну, а кроме этого? Ведь наша Родина
многонациональна?!
II
Стадия осмысления
1.
Слово учителя
- Религиозная вера, или вера в сверхъестественные
силы, возникла ещё в первобытном обществе и была связана с жизнью и
деятельностью первобытных людей. Наши далёкие предки испытывали страх перед
такими явлениями природы, как гром, молния, ураган или зной, засуха, сильный
холод и т.д. Древние люди считали, что существуют Всевышние силы, которые
управляют ими, что самые счастливые и самые тяжёлые моменты в их жизни зависят
от неведомых божеств. Божества могли быть и добрыми, и злыми, поэтому их
принято было задабривать, приносить им дары: зерно, квас, другую пищу,
животных. Такая вера получила название «язычество». Люди создавали деревянные
или каменные изображения богов – идолов – жгли вокруг них костры и поклонялись
им.
- Таким образом, древние люди обожествляли природу и
верили во многих богов. У каждого племени были свои боги, главные и неглавные,
различные обряды, свои представления об окружающем мире.
Рели́гия — особая форма осознания мира,
обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм
и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в
организации (церковь, религиозную общину)
Но постепенно племена объединялись, становились
крупнее и сильнее, стали появляться города и государства. Вместо веры в разных
богов появилась вера в единого Бога, который создал мир, природу и самих людей,
предписал им определённые правила и законы, по которым надо жить. Чтобы учить
людей добру, праведной жизни, Бог направил на землю своих посланников: Иисуса,
Аллаха и Будду, которые создали 3 религии – христианство, ислам и буддизм. Все
они возникли в Азии, затем распространились по всему миру.
В связи с этими событиями изменилось и понятие
религии. Теперь религию понимают не просто как веру в Бога, а как особое
мировоззрение и мироощущение, а также определённое поведение, соблюдение правил
и традиций.
Функции
религии:
•
Сплочение людей
•
Регуляция поведения
•
Социальная организация
•
Организация практики жизни
2.
Работа в группах
- Дальнейшую нашу работу я предлагаю продолжить в
группах. Разделитесь на 3 группы. Каждая группа будет работать с одной из
религий.
1 группа – христианство(православие, католизм)
2 группа – ислам
3 группа – буддизм
- Работать будете с карточками – информаторами. При
этом, заполняя таблицу, которая называется «Трехчастный дневник».
Цитата
|
Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше
внимание?
|
Вопросы к учителю
|
|
|
|
- Какие выводы можно сделать? Все религии одинаковы?
В чём их различия?
- А есть ли в них общее? Чему учат? Какие качества
приветствуют в человеке, что осуждают?
III
Рефлексия
- Ребята, я вам предлагаю составить синквейн.
Первая
строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово
(обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или
предмет, о котором пойдет речь.
Вторая
строка — два слова (чаще всего прилагательные или
причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне
предмета или объекта.
Третья
строка — образована тремя глаголами или деепричастиями,
описывающими характерные действия объекта.
Четвертая
строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное
отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая
строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета
или объекта.
Пример
синквейна на тему жизни:
Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Искусство.
Итог
- Мы живём на планете, население которой более 6,5
млрд. человек. Все мы относимся к разным расам, народам, национальностям,
проживаем в разных государствах и странах, исповедуем разные религии. Но ни
одна из мировых религий не учит делать зло, не призывает к войнам и насилию над
другими людьми. Наоборот, все религии должны объединять людей, их сердца и
души. А верить в Бога или не верить – решаете только мы сами. Поэтому мы должны
с уважением относиться к людям, которые вероисповедуют другие религии. Мы должны
быть веротерпимы. Мы должны быть терпимы к другим религиям и признавать право
на их существование.
Карточки-информаторы
Буддизм
Буддизм — наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в.
до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной,
Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн
последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича
Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился
на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для
царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел
дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так
Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей. Потом он увидел
умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все
это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно
покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл
жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой —
просветленным, пробужденным. 45 лет Будда проповедовал свое учение, которое
кратко может быть сведено к следующим основным идеям.
Жизнь есть страдание, причиной которого являются желания и
страсти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных
страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения,
указанным Буддой.
После смерти любое живое существо, включая человека, снова
возрождается, но уже в виде нового живого существа, жизнь которого определяется
не только его собственным поведением, но и поведением его «предшественников».
Надо стремиться к нирване, т. е. бесстрастию и покою, которые
достигаются отказом от земных привязанностей.
В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея
Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к
призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною
освобождения от всех оков, которые несет жизнь.
Христианство
Христианство возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской
империи — Палестине — как религия, обращенная ко всем униженным, жаждущим
справедливости. В ее основе лежит идея мессианства — надежда на Божественного
избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. За грехи людей пострадал
Иисус Христос, имя которого в переводе с греческою означает «Мессия»,
«Спаситель». Этим именем Иисус связывается с ветхозаветными преданиями о
приходе на Израильскую землю пророка, мессии, который освободит народ от
страданий и установит праведную жизнь — Божье царство. Христиане полагают, что
приход Бога на Землю будет сопровождаться Страшным судом, когда Он будет судить
живых и мертвых, направлять их в рай или ад.
Основные
христианские идеи:
Вера, что Бог един, но Он есть Троица, т. е. Бог имеет три
«лица»: Отец, Сын и Святой Дух, которые образуют единого Бога, сотворившего
Вселенную.
Вера в искупительную жертву Иисуса Христа — второе лицо Троицы,
Бог Сын — это и есть Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы:
Божественную и человеческую.
Вера в Божественную благодать — таинственную силу, посылаемую
Богом для освобождения человека от греха.
Вера в посмертное воздаяние и загробную жизнь.
Вера в существование добрых духов — ангелов и злых духов — бесов
вместе с их повелителем Сатаной.
Священной книгой христиан является Библия, что в переводе с
греческого означает «книга». Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и
Новою Завета. Ветхий Завет — это древнейшая часть Библии. Новый Завет
(собственно христианские произведения) включает: четыре евангелия (от Луки,
Марка, Иоанна и Матфея); деяния святых апостолов; послания и Откровение Иоанна Богослова.
В IV в. н. э. император Константин объявил христианство
государственной религией Римской империи. Христианство не является единым. Оно
распалось на три течения. В 1054 г. христианство разделилось на
римско-католическую и православную церкви. В XVI в. в Европе началась
Реформация — антикатолическое движение. В результате появился протестантизм.
Православие и католицизм признают семь христианских таинств:
крещение, миропомазание, покаяние, причастие, брак, священство и елеосвящение.
Источником вероучения является Библия. Различия состоят в основном в следующем.
В православии нет единого главы, отсутствует представление о чистилище как
месте временного помещения душ умерших, священство не дает обета безбрачия, как
в католицизме. Во главе католической церкви стоит папа, избираемый пожизненно,
центром римско-католической церкви является Ватикан — государство, занимающее
несколько кварталов в Риме.
Протестантизм имеет три основных течения: англиканство,
кальвинизм и лютеранство. Протестанты считают условием спасения христианина не
формальное соблюдение обрядов, а его искреннюю личную веру в искупительную
жертву Иисуса Христа. В их учении провозглашен принцип всеобщего священства,
который означает, что каждый мирянин может проповедовать. Практически все протестантские
конфессии сократили до минимума число таинств.
Ислам
Ислам возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского
полуострова. Это самая молодая религия из числа мировых. Последователей ислама
насчитывается более 1 млрд человек.
Основатель ислама Мухаммед — историческая личность. Он родился в
570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на
пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся
большинством арабов-язычников, — Кааба. Мать Мухаммеда умерла, когда ему
исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в
семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим
хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед
выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его
своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду
пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622
год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а
Мекка — центром мусульманской религии.
Священная книга мусульман Коран представляет собой обработанные
записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания
воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько
десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составит и Коран.
В вероучении мусульман большую роль играет Сунна - сборник
назидательных рассказов о жизни Мухаммеда и Шариат — свод принципов и правил
поведения, обязательных для мусульман. Наиболее тяжкими ipexa.Mii у мусульман
считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность.
Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает
изображать человека и животных, полому мечети украшаются только орнаментом. В
исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может
стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила
богослужения.
Большое значение в исламе придается обрядности. Можно не знать
тонкостей веры, но следует строго исполнять главные обряды, так называемые пять
столпов мусульманства:
произнесение формулы исповедания веры: «Нет Бога, кроме Аллаха,
и Мухаммед — пророк его»;
совершение ежедневной пятикратной молитвы (намаза);
соблюдение поста в месяц рамадан;
раздача милостыни бедным;
совершение паломничества в Мекку (хадж).
Комментариев нет:
Отправить комментарий